С 20 по 24 мая мы с ребятами участвовали в проекте по экспериментированию «Опыты с бумагой».
Целью нашего проекта былоформирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.
Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.
Речевые: Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.
Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).
Ребята с легкостью справились с загадкой про бумагу, с которой мы и начали наш проект. Далее мы провели ряд опытов с бумагой, в ходе которых ребята познакомились с различными свойствами бумаги.
Опыт №1. Первый опыт называется бумажная гармошка.
Мы взялидва стакана, поставили на стол. Положили на них полоску бумаги. Если положить на полоску коробок со спичками или другой предмет, то полоска прогнётся и предмет упадёт. После этого мы сложили бумажку в гармошку. Положили эту гармошку на стаканы, а сверху положили пустую баночку. Она не падает.
Мы с ребятами сделали вывод: сложенная в гармошку бумага становится прочнее и может выдержать большую нагрузку. Она становится как будто толще. То есть, изменяя форму бумаги, можно использовать ее по-разному.
Опыт №2. Опыт на прочность бумаги. Мы взяли три полоски бумаги одинакового размера. С первой полоской ничего не делали. Вторую надрезали немного. А третью смочили водой. После этого мы попробовали разорвать все эти полоски по очереди. Целая полоска рвётся трудно. Надрезанная полоска порвалась полегче, а мокрую порвать оказалось легче всего.
Вывод: бумага состоит из волокон, которые переплетены между собой. Мы нарушили волокна, и бумага рвётся легко.
Опыт № 3. А как вы думаете: что падает быстрее? Листок бумаги или монетка, гладкий лист бумаги или смятый? Мы взяли в одну руку лист бумаги, а в другую монетку. Выпустили из рук их одновременно. Монета сразу быстро упала, а бумага падает медленно, крутится. Как вы думаете почему? Ребята ответили потому, что монета тяжелее. Тогда мы взяли два одинаковых листа бумаги, один скомкали, а другой оставили ровным. Мятый упал быстрее потому, что ровному листочку мешал падать воздух. А монетке и смятому листу мешал меньше потому, что поверхность уменьшилась, и уменьшилось сопротивление воздуха. Так придумали парашют.
Опыт № 4. Из чего состоит бумага? Чтобы это узнать, мы с ребятам порвали лист бумаги так, чтобы его край был неровным. Затем на этот край мы приклеили скотч, который потом прикрепили на черный картон.На нем-то ребята и увидели волокна, из которых состоит бумага.
Опыт № 5.Наливаем в стакан воду, накрываем его листом бумаги, крепко прижимаем рукой и резко переворачиваем, отпускаем руку – вода не выливается из стакана, лист бумаги удерживает ее внутри,так как атмосферное давление удерживает и листок, и воду.
После проведения экспериментов, мы с ребятами, зафиксировали всю полученную информацию в дневнике наблюдений.
На этом рисунке ребята нарисовали, что монета падает быстрее, затем смятый лист, а ровный лист падает очень медленно, кружась в воздухе.
На этом рисунке, показано что если бумагу намочить, надрезать или смять, то нарушается ее целостность и она становится хрупкой.
На этом рисунке мы показали, чтосложенная в гармошку бумага становится прочнее и может выдержать большую нагрузку. Она становится как будто толще.
В результате проведенных нами опытов мы узнали, что бумага обладает интересными свойствами. Это – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Мы учились наблюдать, обобщать полученные знания и делать выводы. Провели ряд интересных опытов для выявления свойств бумаги.
Вот сколько секретов оказалось в таком простом и обычном материале!